Комментарий к статье 90 Устава

     1. Договор перевозки пассажира является самостоятельным видом обязательства. В ГК ему посвящена отдельная статья (ст. 786). Предмет этого договора - транспортные услуги. Договор перевозки пассажира является двусторонним, поскольку каждая сторона (железная дорога и пассажир) обладает как определенными правами, так и несет конкретные обязанности (пассажир имеет право на перевозку, но обязан оплатить свой проезд, а железная дорога имеет право на получение от пассажира стоимости его проезда, но обязана перевезти его).
     Договор перевозки пассажира относится к возмездным договорам, поскольку пассажир оплачивает свой проезд.
     Вместе с тем в настоящее время имеется широкий круг пассажиров, которым законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предоставлено право бесплатного проезда на железнодорожном транспорте. В этих случаях расходы (компенсация льготного проезда) железнодорожного транспорта возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (см. п. 5 ст. 790 ГК, п. 6 ст. 11 Закона о железнодорожном транспорте и ст. 90 ТУЖД).
     Кроме того, договор перевозки пассажира в дальнем следовании является консенсуальным, т.к. вначале достигается соглашение о предстоящей поездке, оплачивается стоимость проезда и пассажиру выдаются проездные документы (билеты), и только потом ему предоставляется соответствующее место в поезде. Указанный договор носит срочный характер, поскольку срок его исполнения определяется временем нахождения поезда в пути в соответствии с расписанием движения поездов.
     Пунктом 3 ст. 426 ГК установлено, что отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается и при необоснованном ее уклонении от заключения договора применяются положения п. 4 ст. 445 ГК. Поэтому в случае обоснованного отказа железной дороги заключить договор перевозки, последствия, указанные в ст. 426 ГК, не наступают. Например, если в поезде нет свободных мест (кроме пригородных поездов), если указанная гражданином железнодорожная станция назначения не открыта согласно ст. 88 ТУЖД для выполнения операций по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа.
     Железная дорога также вправе отказать в перевозке пассажиру и удалить его из поезда в случаях: когда пассажир нарушает правила проезда (договор перевозки в этом случае досрочно расторгается из-за нарушения пассажиром его обязанностей); когда пассажир находится в болезненном состоянии, нарушающем спокойствие окружающих, и если при этом нет возможности поместить его отдельно. В этом случае пассажира из поезда удаляют при обязательном участии врачебно-медицинского персонала и лишь на той станции, где имеются соответствующие лечебные учреждения.
     При применении норм, регулирующих отношения сторон, вытекающие из договора перевозки пассажиров, их багажа, а также грузобагажа для личных (бытовых) нужд, необходимо учитывать, что согласно п. 2 Постановления Пленума ВС РФ N 7 к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей может применяться в части, не противоречащей ГК и специальному закону - ТУЖД.
     2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом (билетом), а договора перевозки багажа, грузобагажа (сдача их пассажиром, грузоотправителем) - соответственно багажными, грузобагажными квитанциями.
     Договор перевозки пассажира считается заключенным с момента приобретения им проездного документа (билета), т.е. с момента его выдачи пассажиру. Проездной документ (билет) является основным документом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира и уплату им стоимости проезда.
     Договор перевозки пассажира предшествует договору перевозки багажа. Договор перевозки багажа считается заключенным в момент сдачи пассажиром железной дороге соответствующего имущества. Заключение договора перевозки грузобагажа не находится в зависимости от пассажира (подробнее о перевозке багажа и грузобагажа см. комментарий к ст. 96-101).
     Пассажиры обязаны иметь проездные документы (билеты, в т.ч. льготные), а железная дорога обязана оформить их выдачу при наличии свободных мест в поездах до указанных пассажирами железнодорожных станций назначения согласно установленному тарифу с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот для граждан определенных категорий.
     Как правило, проездные документы (билеты) приобретаются пассажиром в билетной кассе до начала поездки.
     Начальнику поезда, в виде исключения, предоставлено право, при наличии свободных мест в поезде, допускать посадку пассажиров, не успевших приобрести проездные документы (билеты) в билетной кассе, в случае предъявления ими телеграммы, заверенной ответственным лицом о необходимости срочного выезда (о смерти, болезни, аварии и т.д.), а также в случаях, не вызывающих сомнения в необходимости экстренного выезда. При этом посадка производится только в "штабной вагон" с последующим оформлением проезда в течение 1 часа с момента отправления поезда из пункта его формирования и в течение 30 минут - с промежуточной станции без взимания штрафа. Если за указанный срок проездной документ (билет) не будет оформлен, пассажир считается безбилетным. Безбилетный проезд не порождает договорных отношений.
     В соответствии с целым рядом законов Российской Федерации отдельным категориям граждан предоставляется право бесплатного проезда в поездах без оформления проездных документов (билетов) только при условии предъявления соответствующего удостоверения личности. Такой порядок требует, на наш взгляд, изменения не только в связи с установлением комментируемой статьей обязанности пассажира иметь проездной документ (билет), но и с целью наведения элементарного порядка в учете проезда пассажиров льготных категорий и возмещения при этом железным дорогам расходов по их перевозке, решения вопросов, связанных со страхованием жизни и здоровья пассажиров, а также вопросов оперативной деятельности правоохранительных органов. Представляется целесообразным значительно сократить перечень таких категорий пассажиров, предоставив, например, право проезда по удостоверениям личности только работникам правоохранительных органов, непосредственно осуществляющим срочные оперативно-розыскные действия. Особенно это стало актуальным в условиях, когда на железнодорожном транспорте (кроме пригородного сообщения) с 1 июля 1995 г. были введены именные проездные документы (билеты).
     С наличием надлежаще оформленных проездных документов (билетов) законодатель связывает целый ряд совершенно определенных последствий. Так, пассажир, обнаруженный контролерами в поезде без проездного документа (билета) или с проездным документом (билетом), не дающим право на проезд в данном поезде, считается безбилетным и привлекается к административной ответственности в виде штрафа, размер которого определен в КоАП. Одновременно с уплатой штрафа безбилетный пассажир, проезжающий в местных, дальних и пригородных поездах, должен оплатить стоимость проезда от места посадки до станции назначения или пересадки.
     В целях исключения безбилетного проезда на проводников вагонов возложена обязанность при посадке пассажиров в вагон проверять проездные документы (билеты) и документы, удостоверяющие их личность, а также соответствие веса ручной клади установленным нормам. При несоответствии фамилии, указанной в проездном документе (билете), фамилии в предъявляемом документе пассажир в поезд не допускается.
     3. Охрана законных интересов пассажиров обеспечивается также посредством страхования их жизни и здоровья от несчастных случаев на период проезда железнодорожным транспортом.
     Обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на железнодорожном транспорте было введено в нашей стране еще в соответствии с постановлением СНК СССР от 6 апреля 1931 г. N 259. В настоящее время обязательное страхование пассажиров регулируется ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте, Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 г. N 750 "Об обязательном личном страховании пассажиров" (СА РФ, 1992, N 7, ст. 35), соглашениями между МПС и страховыми организациями и договорами страхования.
     Обязательное страхование не распространяется на пассажиров, следующих в международном и в пригородном сообщениях.
     Сумма страхового взноса включается в стоимость проездных документов (билетов) и взимается с пассажиров при их продаже. Пассажиры, пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.
     Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров установлена в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа (билета) минимальных размеров оплаты труда.
     Договор страхования носит дополнительный, по отношению к договору перевозки пассажира, характер и прекращается при прекращении договора перевозки.
     Пассажир считается застрахованным от несчастного случая в пути с момента объявления посадки в поезд на всем пути его следования, в т.ч. на остановках поезда и в пунктах пересадки транзитных пассажиров. Однако если пассажир, следующий в беспересадочном сообщении, прервал свою поездку и сделал остановку в пути или транзитный пассажир покинул помещение вокзала (территорию станции пересадки), правоотношения страхования приостанавливаются. В таком случае приостанавливается исполнение и договора перевозки, и договора страхования пассажира, действие которых возобновляется с момента объявления посадки в поезд, в котором пассажир, сделавший остановку в пути, продолжит поездку, или с момента возвращения транзитного пассажира в помещение вокзала (на территорию станции пересадки).
     При получении травмы в результате несчастного случая на железнодорожном транспорте пассажиру выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти пассажира страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.
     Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты им или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров производится пассажиру или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного железной дорогой акта о несчастном случае, происшедшем на железнодорожном транспорте с пассажиром, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.
     Железная дорога обязана составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем с застрахованным пассажиром, первый экземпляр которого вручить пассажиру, его представителю или наследникам.
     Следует отметить, что часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров, в предусмотренном законодательством порядке направляется на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на железнодорожном транспорте, повышению безопасности перевозок.
     Согласно ст. 927 ГК и п. 3 ст. 25 Закона о железнодорожном транспорте на железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховании наряду с обязательным личным страхованием может проводиться добровольное личное страхование пассажиров, а также добровольное страхование грузов, багажа и грузобагажа. Добровольное страхование пассажиров в таком случае, по своей сути, будет дополнительным по отношению к обязательному личному страхованию пассажиров.
     4. Для оформления перевозки пассажира, провоза багажа и грузобагажа применяются перевозочные документы различных форм. В зависимости от характера пассажиропотока, условий поездки, автоматизации билетно-кассовых операций могут применяться картонные, бланковые и катушечные проездные документы (билеты), а также проездные документы (билеты), оформляемые через систему "Экспресс-2".
     Проезд пассажиров, следующих в смешанном сообщении (несколькими видами транспорта), военнослужащих, туристов и некоторых других категорий пассажиров осуществляется по специальным формам проездных документов (билетов) и разрешениям.
     В пригородных билетных кассах кроме разовых билетов производится продажа различного вида абонементных билетов, в т.ч. льготных.
     Порядок продажи проездных документов (билетов), в т.ч. перечень лиц, пользующихся правом их преимущественного (внеочередного) приобретения, устанавливается МПС. Проездные документы (билеты) продаются, как правило, за наличный расчет.
     5. Установленная ч. 8 комментируемой статьи норма о том, что утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не может быть осуществлена железной дорогой, и уплаченные за них деньги не возвращаются, содержит в себе дополнительные гарантии прав пассажиров по сравнению с действовавшим ранее УЖД.
     Смысл гарантий заключен в словах "если их восстановление илиидентификация не может быть осуществлена железной дорогой". Ранее пассажир, утерявший проездной документ (билет), освобождался от уплаты штрафа, если факт утери будет доказан, но на дальнейший путь он обязан был приобрести новый проездной документ (билет).
     Теперь утраченные, испорченные проездные документы (билеты) могут быть возобновлены при наличии условий, указанных в ч. 8 комментируемой статьи.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации