Комментарий к статье 89 Устава

     Железные дороги согласно ст. 6 ТУЖД обязаны предоставлять пассажирам необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах. Это же требование содержится в ст. 3, 8 и 10 Закона о защите прав потребителей.
     Львиную долю необходимой информации пассажиры получают на вокзалах. Поэтому от того, насколько эта работа полно и четко организована, во многом зависит качество обслуживания пассажиров.
     Железнодорожный вокзал - это комплекс сооружений и устройств, расположенных на одной станции, который включает: пассажирское здание и павильоны, пассажирские платформы (с навесами и без навесов), вокзальные переходы (переходы, тоннели, мосты), малые архитектурные формы (опоры искусственного освещения, скамьи для пассажиров, урны для мусора, цветочные вазы и цветники, ограждения платформ и т.д.) и визуальную информацию.
     Справочно-информационная работа на железных дорогах осуществляется посредством визуальной информации, радиоинформации, справок в справочных бюро вокзала.
     Визуальная (зрительная) информация, как правило, представляет собой единую по форме и содержанию систему, имеющую общий стиль. Табло, указатели, пиктограммы (знаки-символы) должны хорошо зрительно восприниматься пассажирами. Для улучшения ориентации пассажиров в темное время суток применяют надписи, пиктограммы, указатели с соответствующей подсветкой.
     Визуальная информация знакомит пассажиров с расположением вокзальных помещений и пунктов их обслуживания, с расписанием движения поездов, правилами и стоимостью проезда пассажиров и перевозки багажа, грузобагажа, наличием мест в поездах, временем отправления и прибытия поездов и другими сведениями.
     К средствам визуальной информации относятся: указатели расположения помещений на вокзале; план вокзала; расписание прибытия и отправления поездов; схема железнодорожных сообщений и маршрутов следования поездов; таблицы стоимости и основных положений правил проезда пассажиров в поездах и вагонах различных категорий, провоза багажа, ручной клади и грузобагажа; стенды с перечнем услуг, оказываемых пассажирам на вокзале; информация о стоимости услуг хранения ручной клади, носильщиков, комиссионных сборах и т.д; указатели - служебных и бытовых помещений, пути следования к билетным кассам, камерам хранения, выходу в город. На крупных и средних вокзалах основные информационные устройства и средства концентрируют в залах справок, открытых круглосуточно.
     Радиоинформацию передают из радиостанции (радиоузла): об отправлении и прибытии поездов, в т.ч. при опозданиях, задержках в отправлении; о правилах безопасности и поведения на железнодорожном транспорте; служебную; платные объявления пассажиров; о порядке работы основных подразделений вокзала и т.д.
     Справочные бюро вокзалов выдают пассажирам справки (устные, по телефону, через кнопочно-вызывные устройства прямой внутривокзальной связи и автоматические справочные установки) о: времени отправления и прибытия поездов; стоимости проезда пассажира и перевозки багажа, ручной клади, грузобагажа; пунктах пересадки; работе бюро заказов, билетных касс, багажных отделений; порядке остановки в пути следования; возобновлении действия проездных документов (билетов) на другой поезд и по другим вопросам, предусмотренным правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на железнодорожном транспорте. По просьбе пассажиров выдаются письменные справки об опоздании поездов.
     В крупных городах, имеющих несколько железнодорожных вокзалов, организуются центральные справочные бюро (справочные центры вокзалов) для выдачи по телефону справок по вопросам обслуживания пассажиров.
     Согласно ст. 7 ТУЖД сведения об изменениях тарифов на перевозки пассажиров, а также сборов сообщаются в средствах массовой информации не позднее чем за 5 дней до их введения. Эта информация доводится до сведения пассажиров на вокзалах через указанные в настоящем комментарии средства информационного обеспечения.
     Информация на железнодорожных станциях, вокзалах, в поездах и других местах обслуживания пассажиров, отправителей грузов, грузобагажа и багажа в соответствии со ст. 24 Закона о железнодорожном транспорте и ст. 6 ТУЖД предоставляется на русском языке, других языках с учетом интересов местного населения и железнодорожного транспорта, а в случае необходимости - и на иностранных языках.
     За ненадлежащую информацию железная дорога может быть привлечена к ответственности в соответствии со ст. 12 Закона о защите прав потребителей с учетом того, что при этом железная дорога несет ограниченную ответственность.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации