Комментарий к статье 88 Устава

     1. Пассажирские железнодорожные станции - это раздельные пункты железных дорог, где осуществляются операции с пассажирскими поездами и вагонами (прием, отправление, пропуск и технический осмотр транзитных поездов, экипировка вагонов, подготовка составов в рейс), а также обслуживание пассажиров, для которых оборудуются соответствующие сооружения и устройства. К ним прежде всего относятся вокзалы, пассажирские и багажные платформы, приемо-отправочные пути, пешеходные мосты и тоннели.
     Пассажирские станции открывают в пунктах со значительными пассажиропотоками и по характеру выполняемой работы делят на: пассажирские (специализированные), технические, объединенные и зонные.
     Пассажирские станции в зависимости от объемов перевозок (размеров движения поездов) и категорий обслуживания пассажиров (дальние, пригородные), как правило, имеют:
     пути для приема и отправления поездов, выполнения маневровых операций и временной стоянки отдельных пассажирских вагонов;
     вокзалы с помещениями для пассажиров и обслуживающего персонала;
     приемо-отправочные платформы, различные переходы, связывающие здание вокзала, платформы и привокзальную площадь между собой;
     технические парки для формирования поездов, очистки, ремонта, экипировки и стоянки пассажирских составов и вагонов;
     багажные и почтовые устройства и сооружения (помещения, склады, багажные платформы, технические тоннели);
     устройства смежных хозяйств (локомотивного, вагонного, контактной сети, автоматики, связи), освещения, канализации, водоснабжения.
     2. Вокзалы в зависимости от назначения организуют для обслуживания пассажиров дальнего и местного сообщений, пригородного сообщения, всех сообщений (смешанные), сообщений нескольких видов транспорта (объединенные).
     В зависимости от предназначения помещения вокзала делятся на: операционные (кассовый зал, справочное бюро, помещения для приема и выдачи багажа и ручной клади, телеграф, почта); ожидания и культурно-бытового обслуживания пассажиров (залы ожидания, комнаты длительного отдыха, буфеты, комнаты матери и ребенка, залы официальных делегаций и т.д.); служебные и для пригородных пассажиров, которые размещаются либо в отдельной части вокзала, либо в отдельном здании.
     Помещения вокзала должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить пассажирам максимум удобств при непременном соблюдении санитарных норм и противопожарных требований.
     Пассажирская железнодорожная станция, вокзал и привокзальная площадь проектируются как единый комплекс сооружений и устройств, предназначенных для удобного и безопасного обслуживания пассажиров.
     Пассажирские платформы сооружаются для обеспечения удобной, быстрой и безопасной посадки и высадки пассажиров по каждому пути приема и отправления поездов. Платформы могут быть низкие и высокие. Пассажирские платформы, как правило, должны иметь навесы или павильоны. Длина навесов определяется в зависимости от потока пассажиров.
     Переходы, соединяющие пассажирские платформы с вокзалом и привокзальной площадью, подразделяются на наземные, надземные (мосты) и подземные (тоннели).
     Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 48, ст. 4563) предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обязаны обеспечивать оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
     3. Привокзальные площади должны иметь удобные пешеходные переходы, подъезды, остановки и стоянки местного транспорта со стороны населенного пункта. Привокзальные площади крупных вокзалов, как правило, подразделяют на зоны отправления, где пассажиры, прибывшие на местном транспорте, садятся в поезда, и прибытия - для пассажиров с прибывших поездов.
     Привокзальные площади и прилегающие к ним территории благоустраивают и озеленяют. Привокзальные площади, вокзалы и пассажирские платформы увязывают между собою наиболее оптимальными путями движения пассажиров, при которых пассажирам даже удаленных вагонов поезда удобно дойти до остановок городского транспорта на привокзальной площади и наоборот.
     Одним из наиболее ярких примеров тесного и эффективного взаимодействия в области строительства и развития вокзалов и привокзальных территорий может служить сотрудничество Московской железной дороги и Правительства Москвы.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации