Комментарий к статье 87 Устава

     1. Поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, в зависимости от скорости движения делятся на скоростные, скорые и пассажирские. Скорость сообщения как показатель качества является весьма значимым фактором для пассажиров, поэтому перевозки пассажиров высокими скоростями следует рассматривать как транспортную продукцию повышенного качества.
     К скоростным относятся поезда, следующие со скоростями 141-160 км/час и 161-200 км/час (маршрутная скорость таких поездов на всем пути следования должна превышать 85 км/час), к скорым - не ниже 50 км/час (при этом маршрутная скорость скорого поезда должна быть не менее чем на 5-км/час выше маршрутной скорости самого быстрого пассажирского поезда постоянного обращения, следующего в том же сообщении по одному и тому же маршруту) и к пассажирским - до 50 км/час.
     Скоростные и скорые поезда имеют более удобное время отправления с начальных железнодорожных станций и прибытия на конечные, более комфортабельные вагоны и условия проезда пассажиров. Все фирменные поезда относятся либо к скоростным, либо к скорым. Пассажирские поезда имеют меньшую скорость движения и большое количество остановок для посадки и высадки пассажиров, что предопределяет их значительно большее, по сравнению со скоростными и скорыми поездами, время нахождения в пути.
     Наряду со скоростными, скорыми и пассажирскими поездами по железным дорогам обращаются грузо-пассажирские и почтово-багажные поезда. Грузо-пассажирские поезда формируются на малодеятельных линиях (участках) из грузовых и пассажирских вагонов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров на небольшие расстояния. Почтово-багажные поезда формируются из пассажирских вагонов, предназначенных в основном для перевозки почты, багажа и грузобагажа, а также отдельных вагонов для перевозки пассажиров.
     2. В зависимости от расстояния следования поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на дальние, местные и пригородные.
     К поездам дальнего следования относятся поезда, курсирующие на расстояние свыше 700 км, к местным - до 700 км, к пригородным - до 150 км, а в отдельных случаях (например, в Московском железнодорожном узле) и на большее расстояние.
     По видам сообщения перевозки пассажиров делятся на: пригородное - в пределах обращения пригородных поездов; местное - между железнодорожными станциями одной железной дороги; прямое - в пределах двух и более железных дорог; дальнее следование - в местном и прямом сообщениях.
     Пригородные поезда обеспечивают перевозки пассажиров в районах, прилегающих к крупных городам и промышленным центрам, а также выполняют такую важную социальную функцию, как перевозка городского населения в сельскую местность, на дачные участки. В пригородном сообщении широко применяется "зонный" тариф (зонный билет дает пассажиру право проезда до любой железнодорожной станции, входящей в указанную в билете тарифную зону).
     В связи с неравномерностью пассажирских перевозок (в теплый период времени осуществляет поездки по железным дорогам значительно большее количество людей) примерно половина поездов дальнего следования курсирует не круглый год, поэтому сроки введения или отмены этих поездов определяются при разработке расписаний или по специальным указаниям МПС.
     Поезда в зависимости от категории, к которой они относятся, имеют определенные номера, что имеет немаловажное значение для разработки и применения на практике расписания.
     Критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости их движения и расстояния следования утверждаются МПС. Например, в настоящее время критерии определения категорий поездов в зависимости от скорости движения установлены в Положении о скоростном пассажирском поезде, а в зависимости от расстояния - в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации