Комментарий к статье 85 Устава

     1. В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что ответственность за несохранность грузов до фактической передачи их лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи - на принимающей стороне.
     2. Передача грузов в транспортных средствах в пунктах перевалки осуществляется по передаточным ведомостям, которые представляют собой правовой документ, отражающий движение груза в процессе его перевалки: время предъявления к передаче каждой партии груза, время фактического приема груза принимающей стороной и т.д. Как правило, сдающая сторона вручает передаточную ведомость принимающей стороне только тогда, когда груз готов к передаче. На всех экземплярах передаточных ведомостей сдающая и принимающая стороны обязаны поставить календарные штемпеля дня предъявления передаточных ведомостей. В передаточной ведомости дается также краткая характеристика самого груза. Особенно следует отметить, что передаточная ведомость является одним из основных документов при перевалке грузов в прямом смешанном сообщении, имеет важное доказательственное значение при возникновении споров между перевозчиками. Передаточная ведомость, свидетельствующая о фактической передаче груза, имеет большое значение для разграничения ответственности транспортных организаций за сохранность грузов, т.к. именно с момента передачи грузов ответственность за его сохранность возлагается на транспортную организацию, принимающую груз в пункте перевалки.
     Охрана груженых вагонов в портах производится средствами портов. Следовательно, обеспечение сохранности грузов в вагонах в период нахождения их на территории порта осуществляется последним независимо от того, передан ли ему груз в вагонах железной дорогой или нет.
     3. Если при передаче грузов в пункте перевалки будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза либо несоответствие контрольных знаков на пломбе знакам, указанным грузоотправителем в накладной, сдающая сторона обязана проверить находящийся в вагоне или контейнере груз по вложенной фактуре, составить коммерческий акт о результатах проверки и опломбировать вагон или контейнер своей пломбой, о чем сделать соответствующую запись в коммерческом акте с указанием контрольных знаков пломб, наложенных после проверки, с указанием в передаточной ведомости даты и номера акта (см. Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении).
     4. Если при передаче груза с одного вида транспорта на другой наружная упаковка грузовых мест или сам груз будут иметь повреждение и внешние недостатки, которые не могут повлечь дальнейшего повреждения или порчи груза, сдающая сторона может передать такой груз принимающей стороне без устранения этих дефектов тары и груза, но с обязательным их перечислением и описанием в коммерческом акте, составляемом сдающей стороной и вручаемом принимающей стороне перед оформлением передаточной ведомости. При выдаче таких грузов порты и железнодорожные станции назначения обязаны составляемые ими по требованию получателей коммерческие акты увязывать с содержанием актов, составленных в пункте перевалки.
     5. Коммерческий акт, составленный в пункте перевалки, выполняет две функции. Он устанавливает обстоятельства, на основе которых впоследствии решается вопрос об ответственности за несохранность перевозимого в вагоне, контейнере груза отправителя или транспортной организации. Кроме того, в случае отсутствия вины отправителя на основании данных коммерческого акта распределяется ответственность между соперевозчиками. Так как Правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении указывают на коммерческий акт как на единственную форму фиксации соответствующих обстоятельств, последние не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания. Если из материалов дела усматривается, что несохранность не была зафиксирована коммерческим актом пункта перевалки, то при отсутствии данных об ответственности грузоотправителя взыскание относится на конечного перевозчика.
     6. В комментируемой статье не конкретизируется, кто осуществляет снятие запорно-пломбировочных устройств с вагонов в пунктах перевалки и кто осуществляет пломбирование таких вагонов в пунктах перевалки. Это прерогатива Правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении.
     7. При перевозках грузов в прямом смешанном сообщении все перевозчики являются самостоятельными участниками единого обязательства по перевозке грузов. В связи с этим каждый перевозчик отвечает за свою вину в ненадлежащем исполнении этого обязательства перед заявителем претензии или иска. Претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к транспортной организации назначения. Она, если ответственной является транспортная организация, передавшая груз в пункте перевалки, направляет претензию последней. К претензии прилагаются данные о результатах ее рассмотрения в части ответственности транспортной организации назначения. О направлении претензии транспортной организации, передавшей груз в пункте перевалки, уведомляется ее заявитель.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации