Комментарий к статье 83 Устава

     1. Невыполнение нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, приравнивается к невыполнению принятых заявок на перевозки грузов, за что сторона, виновная в невыполнении нормы перевалки грузов (железная дорога или порт), несет установленную ст. 105 ТУЖД ответственность (см. комментарий к ст. 105).
     2. Указанная в ч. 1 комментируемой статьи ответственность наступает не во всех случаях. В статье перечисляются основания, по которым железная дорога и порты освобождаются от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов в отдельные дни. К таким основаниям законодатель относит непреодолимую силу, военные действия, блокады, эпидемии или иные обстоятельства, которые препятствуют перевалке грузов и при которых запрещено проводить операции по погрузке и выгрузке грузов. При возникновении иных обстоятельств, препятствующих перевалке грузов, перевозчики могут быть также освобождены от ответственности, если докажут невозможность осуществления перевалки грузов.
     3. На практике невыполнение нормы перевалки грузов, следующих в прямом смешанном сообщении, происходит зачастую вследствие непреодолимой силы (явлений стихийного характера), т.е. явлений, которые препятствуют осуществлению перевалки грузов, создавая в ряде случаев угрозу безопасности движения транспортных средств (например, тяжелая ледовая обстановка, снежные заносы на подъездных путях и т.д.).
     4. В качестве одного из оснований, освобождающих перевозчиков от ответственности за невыполнение нормы перевалки, указывается авария в транспортных организациях. Следует иметь в виду, что не всякая авария в транспортных организациях является основанием для освобождения от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов. Основанием для освобождения от ответственности за невыполнение нормы перевалки грузов является авария, в результате которой прекращено осуществление основной производственной деятельности железной дороги или порта в пункте перевалки, т.е. отсутствие возможности для осуществления операций по погрузке и выгрузке грузов (выход из строя погрузочно-разгрузочных механизмов, причалов, иных береговых сооружений и т.д.). Указанные в настоящей статье основания освобождения от ответственности соответствующая сторона должна доказать путем предоставления официальных документов.
     5. Основаниями для освобождения перевозчиков от ответственности за невыполнение нормы перевалки являются прекращение или ограничение перевозок грузов в установленном порядке (см. комментарий к ст. 35), а также перевыполнение или восполнение в течение соответственно первой или второй половины месяца недогрузов в соответствии с нормой перевалки грузов, т.е. при выполнении нормы перевалки с опережением по срокам, или при ликвидации в течение первой или соответственно второй половины месяца недогрузов, допущенных в отдельные дни данной половины месяца.
     6. Если за невыполнение нормы перевалки перевозчики несут ответственность в форме штрафа, то за задержку вагонов, контейнеров в портах под погрузкой, выгрузкой, перевалкой грузов и на железнодорожных станциях вследствие невозможности подачи вагонов под погрузку, выгрузку, перевалку по причинам, зависящим от портов, - с них взимается плата за пользование вагонами, контейнерами, указанная в Тарифном руководстве.
     7. В форме штрафа несет ответственность железная дорога, если будет установлен сверхнормативный простой морских, речных судов вследствие неподачи вагонов в пункт перевалки (см. комментарий к ст. 116).
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации