Комментарий к статье 79 Устава

     1. В пунктах стыковки железнодорожных и водных путей сообщения смежные транспортные организации вступают друг с другом в специальные отношения, призванные гарантировать непрерывность процесса доставки грузов в прямом смешанном сообщении. Юридической формой, регулирующей отношения перевозчиков в прямом смешанном сообщении по перевалке грузов, является специальный договор - узловое соглашение, которое заключается между транспортными организациями (железными дорогами и портами, автостанциями) сроком на пять лет. Заключая между собой узловые соглашения, транспортные организации, участвующие в прямом смешанном сообщении, обеспечивают этим исполнение наиболее специфической из обязанностей, лежащих на них по договору перевозки в прямом смешанном сообщении - перевалку грузов с одного вида транспорта на другой, и тем самым способствуют исполнению сторонами договора перевозки грузов. Таким образом, узловое соглашение - это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевалочные пункты (железнодорожные станции - порты) обязуются за плату перемещать грузы с одного вида транспорта на другой на основании обязательных технологических правил с целью продолжения процесса доставки груза.
     2. В узловых соглашениях с учетом специфики местных условий, как правило, предусматриваются:
     а) порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки;
     б) места передачи грузов;
     в) технологические сроки погрузки и выгрузки отдельных вагонов, групп вагонов, маршрутов, автомобилей;
     г) порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;
     д) фронты погрузки и выгрузки вагонов;
     е) в необходимых случаях - расписание подачи железной дорогой в порты вагонов под погрузку и под выгрузку, расписание подхода автомобилей, судов;
     ж) порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов, судов, автомобилей, о подаче вагонов, их готовности к уборке и т.п. Таким образом, в узловом соглашении содержатся условия и определен технический порядок согласованной эксплуатационной работы при перевалке груза с одного вида транспорта на другой.
     3. При заключении узловых соглашений транспортные предприятия (железные дороги и порты) в пунктах перевалки руководствуются Типовым узловым соглашением, утвержденным транспортными ведомствами. Однако нельзя не отметить, что существующая форма Типового узлового соглашения не разрешает всех проблем, возникающих при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой. Его содержание перегружено как нормами, не имеющими отношения к прямому смешанному сообщению (например, в качестве предмета соглашения названы лишь действия по перевалке груза), так и нормами технического (вспомогательного) характера (например, о способе передачи заявки на подачу прибывших вагонов-контейнеров) и т.д. В существующем виде Типовое узловое соглашение еще недостаточно полно удовлетворяет требованиям, предъявляемым к договорам, назначение которых - активно содействовать регулированию общественных отношений, связанных с обращением товарно-материальных ценностей.
     Транспортные предприятия вправе включать в узловые соглашения и другие положения, вытекающие из местных условий работы портов и станций, в т.ч. устанавливать дополнительные санкции за нарушение условий узловых соглашений.
     4. В ранее действовавшем транспортном законодательстве не была предусмотрена возможность пересмотра условий узлового соглашения в течение срока его действия. Действующее в настоящее время законодательство такую возможность допускает. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает, что в случае изменения технического оснащения либо технологии работы порта или железнодорожной станции узловое соглашение по предложению одной из сторон может быть полностью или частично пересмотрено до истечения срока его действия.
     5. Заключение узлового соглашения не освобождает стороны от необходимости заключать договоры, связанные с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей, и договоры, связанные с подачей и уборкой вагонов.
     6. При рассмотрении споров, связанных с узловыми соглашениями, арбитражные суды руководствуются Инструктивными указаниями Госарбитража СССР от 11 июня 1976 г. N И-1-17 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, возникающих при заключении узловых соглашений" (Систематизированный сборник инструктивных указаний Госарбитража СССР, М., 1983, с. 242) в той части, которая не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации