Комментарий к статье 75 Устава

     1. В комментируемой статье установлено правило, в соответствии с которым грузы, доставленные в пункты перевалки до наступления объявленного срока окончания приема груза, принимаются портами от железных дорог беспрепятственно. В этом случае железная дорога не допустила никаких нарушений, связанных с доставкой грузов до наступления объявленного срока окончания приема грузов. Однако доставленные своевременно в порт грузы нередко не могут быть доставлены по назначению в связи с прекращением навигации морскими или речными перевозчиками. Это может иметь место в случаях, когда сроки прекращения приема грузов в пунктах перевалки были объявлены портами с опозданием или в результате досрочного закрытия навигации (например, резкое изменение погодных условий). В этой ситуации порты обязаны принять груз от железной дороги и запросить грузоотправителя о возможности переадресовки груза или о сдаче его на месте в порту перевалки.
     Грузоотправитель в 10-дневный срок с момента получения извещения порта о невозможности дальнейшей перевозки груза обязан дать порту указание о том, как поступить с этим грузом.
     2. В случае необходимости отправления груза, указанного в ч. 1 комментируемой статьи, по железной дороге последняя в 10-дневный срок с момента предъявления ей груза портом обязана принять груз независимо от нормы перевалки и доставить его в новый пункт назначения, указанный портом (по переадресовке).
     3. В ч. 2 комментируемой статьи рассматриваются случаи, когда железная дорога доставила вверенный ей груз после наступления объявленного срока окончания приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении. В этом случае все последствия такой доставки возлагаются на железную дорогу. В соответствии с Правилами перевозок грузов в прямом смешанном сообщении грузы, принятые железной дорогой к перевозке с нарушенными сроками и доставленные в пункты перевалки после объявленного срока прекращения приема, при следовании их в железнодорожные пункты направляются станцией перевалки по назначению в прямом железнодорожном сообщении. Изменение маршрута допускается лишь с письменного согласия грузоотправителя. В случаях, когда груз следует по назначению в водный пункт, где железнодорожной станции не имеется, он может быть передан порту, с его согласия, на хранение. При этом железная дорога пункта перевалки запрашивает грузоотправителя, как поступить с грузом.
     Грузоотправитель обязан дать ответ в 5-дневный срок с момента получения запроса.
     Хранение этих грузов в портах в пределах срока, необходимого для получения указания от грузоотправителя, оплачивается за счет железной дороги. Взысканная портом с железной дороги плата за хранение свыше десяти дней включается железной дорогой в накладную для взыскания с получателя при выдаче груза, если от грузоотправителя не было получено своевременного указания, как поступить с грузом.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации