Комментарий к статье 53 Устава

     1. К железнодорожным подъездным путям относятся пути, не включенные в общую сеть железных дорог Российской Федерации, но связанные с ней непрерывной рельсовой колеей и предназначенные для обслуживания отдельных владельцев подъездных путей. Только с разрешения МПС или по его поручению начальником соответствующей железной дороги допускается примыкание железнодорожных подъездных путей к железнодорожным путям общего пользования. Указанные действия подлежат согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
     Для согласования вопроса о примыкании железнодорожных подъездных путей железной дороге представляется проектное задание на строительство железнодорожных подъездных путей, обосновывающее техническую возможность и необходимость такого строительства.
     2. Строительство и реконструкция железнодорожных подъездных путей, а также устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки вагонов или осуществления других операций, связанных с доставкой грузов, проводятся либо по согласованию с железной дорогой, к которой примыкают эти железнодорожные подъездные пути, либо, если объем перевозимых грузов составляет 5 миллионов тонн и более в год, - по согласованию с МПС. Конструкция и состояние путевых устройств и технических сооружений железнодорожных подъездных путей должны обеспечивать пропуск большегрузных вагонов, а при обслуживании железнодорожного подъездного пути локомотивами железной дороги - пропуск локомотивов, выделенных для этого железной дорогой.
     Строительство новых железнодорожных подъездных путей осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
     3. Каждый железнодорожный подъездной путь должен иметь обустройства и технические средства, обеспечивающие выполнение коммерческих и технических операций в объеме, соответствующем размерам грузооборота. Организация работы на железнодорожном подъездном пути должна обеспечивать бесперебойную погрузку и выгрузку грузов. Принадлежащие владельцам железнодорожных подъездных путей локомотивы и вагоны, выходящие на железнодорожные пути общего пользования, должны во всем соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог.
     4. Для обеспечения бесперебойной работы железнодорожные подъездные пути должны иметь необходимое транспортное хозяйство (путевое развитие, технические сооружения, склады, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, устройства освещения для нормальной грузовой работы и т.п.), соответствующее требованиям и нормам, принятым на железнодорожном транспорте. Конструкция и состояние сооружений железнодорожных подъездных путей должны обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, выделенных железной дорогой для обслуживания железнодорожных подъездных путей.
     5. Железнодорожные подъездные пути, которые не принадлежат железным дорогам, могут быть переданы железным дорогам в соответствии с договором, в т.ч. для технического обслуживания. Для обслуживания железнодорожных подъездных путей железная дорога заключает с грузоотправителями, грузополучателями следующие виды договоров: договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути, принадлежащего грузоотправителям, грузополучателям, при обслуживании его локомотивом грузоотправителей, грузополучателей; договор на эксплуатацию подъездного пути, принадлежащего предприятию, при обслуживании его локомотивом железной дороги.
     6. На практике нередко возникают ситуации, когда вновь построенные подъездные пути, не связанные с технологическими перевозками, передаются в ведение железных дорог.
     В соответствии с Инструкцией МПС от 16 декабря 1968 г. передача таких путей осуществляется их владельцами после выполнения всех строительных работ, предусмотренных проектом, и приема ими подъездного пути в постоянную эксплуатацию от строительной организации. По указанию начальника железной дороги производится обследование подъездного пути специальной комиссией из представителей железной дороги и организации, заявившей о передаче подъездного пути. Следует отметить, что складские помещения, весовое хозяйство, погрузочно-разгрузочные механизмы, машины и устройства остаются в ведении организаций, передающих подъездные пути. Прием каждого подъездного пути оформляется в соответствии с Правилами обслуживания железнодорожных подъездных путей актом, составленным на основе данных инвентаризации всех основных средств и материальных ценностей, относящихся к эксплуатации и ремонту подъездных путей, а также технических паспортов и всей технической документации передаваемых объектов.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации