Комментарий к статье 46 Устава

     1. Проверка железной дорогой состояния груза, его массы, количества мест на станции назначения производится в случаях, указанных в ст. 45 (см. комментарий к ней). Если при такой проверке будет обнаружена несохранность груза, то железнодорожная станция назначения обязана определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и составить коммерческий акт (см. комментарий к ст. 134).
     2. Несохранная перевозка может быть обнаружена в пути следования, о чем свидетельствует коммерческий акт, составленный на попутной станции. Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными акта, составленного на попутной станции, и фактическим состоянием груза, его массы, количества мест, то станция назначения не составляет новый акт. На акте, составленном попутной станцией, она делает отметку об отсутствии разницы между данными проверки и данными, указанными в акте. В случае несоответствия сведений, имеющихся в акте попутной станции, данным, обнаруженным при проверке груза, составляется новый коммерческий акт.
     3. Коммерческий акт выдается по требованию грузополучателя в течение 3 дней. Грузополучателю кроме акта, составленного на станции назначения, выдается копия акта, составленного на попутной станции (см. ст. 134 и комментарий к ней).
     4. При необходимости установить размер или причины недостачи, повреждения (порчи) груза, а также сумму, на которую понизилась его стоимость, железная дорога по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов.
     Порядок проведения экспертизы регламентирован Правилами выдачи грузов. Экспертиза производится в присутствии начальника станции (его заместителя) или заведующего грузовым двором. О ее проведении станция обязана уведомить грузополучателя, который имеет право принять в ней участие.
     Экспертиза, произведенная грузополучателем без участия указанных работников станции, для железной дороги недействительна.
     В соответствии с п. 4 ст. 796 ГК документы о причинах несохранности груза или багажа, составленные железной дорогой в одностороннем порядке,подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности сторон. Можно полагать, что аналогично подлежит оценке акт экспертизы, составленный в одностороннем порядке грузополучателем.
     Экспертиза по скоропортящимся грузам должна быть произведена не позднее 24 часов с момента вскрытия вагона.
     Результаты экспертизы оформляются актом, который помимо эксперта подписывают все лица, присутствовавшие при ее проведении.
     Расходы по проведению экспертизы оплачиваются стороной, по инициативе которой вызван эксперт. Эти расходы должны быть отнесены на сторону, виновную в несохранности перевозки.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации