Комментарий к статье 45 Устава

     1. Положениями ч. 1 комментируемой статьи установлены случаи, при которых железная дорога для выдачи груза обязана направить своего представителя с целью проверки его состояния, массы, количества мест.
     В первую очередь это касается выдачи из вагона, контейнера грузов, погрузка которых была осуществлена железной дорогой, а также грузов, выгруженных железной дорогой в местах общего пользования. Такое требование вполне оправданно, поскольку погрузка, а в другом случае выгрузка, производились перевозчиком, который должен отвечать за количество и состояние груза при перевозке, выгрузке.
     Кроме того, обязательное участие представителя железной дороги в выдаче груза установлено при неисправной перевозке, т.е. в случаях прибытия груза в неисправном (как в техническом, так и коммерческом отношении) вагоне, контейнере, а также вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами либо в опломбированном попутной железнодорожной станцией или прибытия груза в открытом подвижном составе с признаками недостачи, порчи, повреждения груза. Очевидно что, говоря о неисправности перевозки грузов в открытом подвижном составе, речь идет о грузах, допускаемых к перевозке в таких вагонах.
     2. Участие представителя железной дороги в выдаче груза с проверкой его состояния, массы и количества мест обязательно и в случае прибытия скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке в рефрижераторном вагоне. Такое требование мотивируется спецификой грузов, перевозимых в указанных вагонах, а также тем, что обеспечение необходимого температурного режима при перевозке грузов в таких вагонах обеспечивается в таких случаях перевозчиком.
     3. При выдаче тарных и штучных грузов в указанных в настоящей статье случаях, а также при обстоятельствах, способных повлиять на состояние и массу подобных грузов, представитель железной дороги участвует лишь при условии, что такие грузы находятся в поврежденных таре и (или) упаковке.
     4. Положением ч. 3 комментируемой статьи предусматривается выдача без проверки массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, при исправной перевозке в случае отсутствия весовых приборов как у грузополучателя, так и на железнодорожной станции назначения. При этом подразумевается, что данное положение распространяется на случай прибытия груза, погруженного либо выгруженного железной дорогой. Это подтверждается тем, что в комментируемой статье обозначен исчерпывающий перечень случаев, при которых выдача груза с проверкой состояния его массы и количества производится с участием представителя железной дороги, а также тем, что при исправной перевозке такая выдача производится лишь в случаях прибытия груза, погруженного железной дорогой либо выгруженного в местах общего пользования станции назначения.
     5. Проверка массы прибывшего в адрес грузополучателя груза сопряжена с некоторыми особенностями. Это объясняется тем, что осуществляется проверка массы груза, указанной в перевозочных документах на основании ее определения при погрузке груза в пункте отправления. Безусловно, было бы проще сравнивать величины указанных масс груза, если их определение происходит одним и тем же способом, на весовых приборах одинакового типа. Однако на практике это случается не всегда. Поэтому положение ч. 4 комментируемой статьи определяет, когда масса груза считается правильной, т.е. масса отправленного груза в процессе перевозки сохранена. Погрешность весовых приборов в зависимости от способа взвешивания публикуется в Правилах выдачи грузов на железнодорожном транспорте. В этих же Правилах публикуется Перечень действующих норм естественной убыли.
     6. Положение ч. 5 комментируемой статьи предусматривает возможность участия на условиях договора представителей железной дороги при выдаче груза в проверке его состояния, массы, количества мест в случаях, когда такое участие не является для нее обязательным. Если в результате проверки будут выявлены обстоятельства, которые в соответствии со ст. 134 ТУЖД удостоверяются коммерческими и (или) иными актами, такие акты составляются железной дорогой.
     При проверке массы прибывшего в адрес грузополучателя груза на весовых приборах железной дороги с него взимается сбор за взвешивание в размере, указанном в Тарифном руководстве. Указанный сбор взимается независимо от того, насколько обязательным является участие представителя железной дороги при выдаче груза в проверке массы прибывшего груза. Это обусловлено положением ст. 11 ТУЖД, обязывающим не только железные дороги, но и грузоотправителей, грузополучателей иметь необходимое количество весовых приборов.
     Результаты проверки груза на станции назначения оформляются в соответствии с Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте.
     7. Положение ч. 6 комментируемой статьи освобождает железную дорогу от участия ее представителя при выдаче груза в проверке состояния груза, его массы, количества мест в случае прибытия груза в вагоне, контейнере, опломбированном таможенным органом. Такое положение обосновывается тем обстоятельством, что железная дорога не может нести ответственность за деятельность таможенных органов.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации