Комментарий к статье 44 Устава

     1. Нахождение вагонов, контейнеров под погрузочно-разгрузочными операциями или ожидание их подачи либо приема по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, является непроизводительным простоем вагонов, контейнеров. Поскольку ТУЖД закреплена ограниченная ответственность сторон, поэтому убытки, причиненные указанными простоями за время нахождения вагонов, контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей либо на станции в ожидании, которое зависит от них, не подлежат взысканию. Исходя из этого взимается почасовая плата, указанная в Тарифном руководстве, за пользование вагонами, контейнерами.
     2. Порядок утверждения исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами в соответствии со ст. 7 ТУЖД устанавливается Правительством Российской Федерации. Вместе с тем основные принципы установления указанной платы предусмотрены ч. 2 комментируемой статьи. Безусловно, что размер ставок должен учитывать условия передачи грузоотправителям, грузополучателям вагонов (в т.ч. с контейнерами) и их уборки. Эти условия регулируются соответственно договором, связанным с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути (ст. 59 ТУЖД), либо договором, связанным с подачей и уборкой вагонов (ст. 60 ТУЖД).
     На величину размера ставок платы за пользование вагонами, контейнерами должны влиять типы вагонов, контейнеров, их стоимость, поскольку от этого зависит время их нахождения у грузоотправителя, грузополучателя.
     Положением ч. 2 комментируемой статьи одним из влияющих на размер ставок платы за пользование вагонами, контейнерами элементов обозначен вагонооборот. Действительно, количество поступающих и возвращаемых вагонов, контейнеров влияет на продолжительность их задержки. Однако при этом следует исходить и из объективной необходимости посредством размера ставок мобилизовывать грузоотправителей, грузополучателей на совершенствование технологии производства погрузочно-разгрузочных работ, расширение фронтов погрузки, выгрузки, способствующих увеличению грузопереработки и, соответственно, освоению вагонов, контейнеров.
     3. Положением ч. 3 комментируемой статьи установлено уменьшение на 50% размера указанных в Тарифном руководстве ставок платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими грузоотправителям, грузополучателям или арендованными у организаций железнодорожного транспорта, за время нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования. Это логично, поскольку в рассматриваемом случае речь идет не о пользовании вагонами, контейнерами, а о занятии ими железнодорожных путей общего пользования.
     4. Особенность пользования вагонами рефрижераторных секций или поезда заключается в том, что эти вагоны в силу их специфики являются неотъемлемой частью указанных секций или поезда. Поэтому согласно положению ч. 4 комментируемой статьи расчет платы за пользование рефрижераторными вагонами рефрижераторных секций или поезда производится исходя из времени окончания погрузки, выгрузки последнего вагона таких секций или поезда.
     5. Наряду с железнодорожными линиями установленной на российских железных дорогах ширины колеи ст. 22 ТУЖД предусмотрена возможность перевозки грузов по линиям, имеющим узкую колею. На такой колее используются вагоны меньшей грузоподъемности и вместимости. Поэтому положением ч. 5 комментируемой статьи установлено, что плата за пользование вагонами на железнодорожных линиях узкой колеи, указанных в Тарифном руководстве, составляет 50% размеров ставок платы за пользование вагонами, контейнерами.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации