Комментарий к статье 41 Устава

     1. Выдача груза является заключительной стадией выполнения договора перевозки. В связи с этим возникает необходимость получения железной дорогой всех причитающихся ей платежей, штрафов, сборов за произведенную работу, связанную с перевозкой груза, и оказанные услуги. Именно этим обстоятельством вызвано положение ч. 1 комментируемой статьи, устанавливающее, что груз может быть выдан станцией назначения грузополучателю только после внесения им платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей. Груз выдается в порядке, предусмотренном Правилами выдачи грузов на железнодорожной транспорте.
     Документальным подтверждением оформления выдачи груза (раскредитования документов) является подпись грузополучателя в дорожной ведомости.
     Причитающиеся железной дороге платежи вносятся грузополучателем (на основании ст. 36 ТУЖД) наличными деньгами, расчетными чеками банков, акцептованными банком платежными поручениями, а также иными средствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Правилами расчетов за перевозки грузов на железнодорожном транспорте.
     Сроком расчета является дата выдачи груза грузополучателю, указанная в транспортной железнодорожной накладной (ст. 36 ТУЖД).
     2. Вместе с тем комментируемая статья предусматривает ситуацию невнесения грузополучателем причитающихся железной дороге платы за осуществленную перевозку груза и иных платежей. В этом случае железная дорога уведомляет грузополучателя и грузоотправителя об удержании груза в счет причитающихся ей платежей. По истечении четырех суток в случае, если грузополучатель в течение указанного срока не погасит задолженность по платежам, а грузоотправитель не распорядится грузом, у железной дороги возникает право реализовать удерживаемый груз в порядке, предусмотренном ст. 51 ТУЖД и Правилами передачи (реализации) грузов другим организациям.
     При этом не подлежат реализации грузы, которые в соответствии с федеральными законами изъяты из оборота и ограничены в обороте, а также специальные, в т.ч. воинские грузы, предназначенные для удовлетворения государственных и оборонных нужд. Учитывая предусмотренную комментируемой статьей строгую целенаправленность таких грузов, с достаточной степенью очевидности можно утверждать, что данное ограничение по реализации грузов не распространяется на специальные, в т.ч. воинские грузы, перевозимые для государственных, оборонных нужд.
     Также не подлежат безусловной реализации грузы, платежи по перевозке которых в соответствии с согласованием, предусмотренным ст. 36 ТУЖД, должны вноситься на станции назначения. Это мотивируется тем, что указанным согласованием наряду с определением места оплаты должны быть в соответствии с указанной статьей предусмотрены гарантии ее внесения, а также действия сторон при нарушении ими взятых на себя обязательств.
     3. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает случаи, когда перевезенный железной дорогой и подлежащий в соответствии с договором перевозки выдаче груз грузополучателю реализуется либо изымается уполномоченными на то государственными (например, таможенными) организациями как в силу возложенных на них полномочий, так и в случае отказа грузополучателя от груза в пользу государства. В этих случаях в целях возмещения железной дороге причитающихся ей платежей по перевозке сторона, реализовавшая, изъявшая груз, должна рассчитаться с железной дорогой и внести железной дороге плату за перевозку груза и иные причитающиеся платежи.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации