Комментарий к статье 4 Устава

     1. Впервые в ТУЖД, регулирующем отношения между железными дорогами Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и юридическими лицами, включена норма, предусматривающая возможность его применения к перевозкам пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа в международном железнодорожном сообщении. Данная норма подлежит применению, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
     Железнодорожное сообщение является международным при перевозках пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между двумя и более странами. Такое сообщение может быть прямым, т.е. осуществляемым по единому договору перевозки, оформляемому одним транспортным документом на весь путь следования, и не прямым, когда перевозка на территории каждой страны осуществляется на основе самостоятельного договора перевозки и, соответственно, нескольких транспортных документов.
     2. Российская Федерация является участником многих международных договоров о прямом международном железнодорожном сообщении. В их числе многосторонние соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) и международном пассажирском сообщении (СМПС). СМГС действует с изменениями и дополнениями, внесенными на 1 января 1998 г. Участниками соглашения в настоящее время являются все страны СНГ (за исключением Армении); страны Балтии; страны: Албания, Болгария, Польша, СРВ, Иран, КНР, КНДР, Монголия. Российская Федерация является участником целого ряда двусторонних соглашений о международном прямом железнодорожном сообщении (например, с Австрией, Турцией, Финляндией, Югославией). Применение правил, предусмотренных ТУЖД, к отношениям, регулируемым многосторонними и двусторонними соглашениями, возможно, если ими не предусмотрено иное. В ст. 35 СМГС это сформулировано следующим образом: "При отсутствии в настоящем Соглашении, в применяемых тарифах и Служебной инструкции к Соглашению необходимых положений применяются положения, изложенные во внутренних законах и правилах соответствующей страны, железная дорога которой является участницей настоящего Соглашения".
     В отношениях международной перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, не регулируемых международными договорами, следует учитывать коллизионную норму ст. 166 действующих на территории Российской Федерации Основ гражданского законодательства СССР и республик (Ведомости СССР, 1991, N 26, ст. 733), согласно которой внутреннее право (в данном случае ТУЖД) действует в том случае, если стороны договора перевозки согласились применять к своим отношениям право России. При отсутствии соглашения о подлежащем применению праве в силу указанной статьи Основ применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся перевозчиком в договоре перевозки. Следовательно, если отсутствует договоренность сторон о применяемом праве, то нормы ТУЖД применяются в подобном международном сообщении при перевозке, осуществляемой дорогами Российской Федерации, т.е. до границы. После пересечения границы перевозка осуществляется по правилам страны следующего перевозчика, т.е. закона страны следования груза.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации