Комментарий к статье 39 Устава

     1. Временной фактор продолжительности доставки грузов является в соответствии с Законом о железнодорожном транспорте одним из качественных показателей работы железнодорожного транспорта Российской Федерации. Этот фактор, наряду с сохранностью перевозимого груза, является определяющим при выборе грузоотправителями, грузополучателями вида транспорта, посредством которого будет осуществлена поставка продукции, особенно по кооперации.
     Исходя из этого, положение ч. 1 комментируемой статьи закрепляет за железными дорогами обязанность доставлять грузы не только по назначению, но и в установленные сроки.
     Срок доставки грузов зависит от технологии работы железнодорожного транспорта и его технической оснащенности. Технология работы, в свою очередь, зависит от того, каким видом отправки (повагонной, мелкой, в контейнере, в рефрижераторной секции и т.д.) грузоотправитель предпочел перевезти свой груз, а также какой скоростью (грузовой или большой) и в каком сообщении (прямом, прямом смешанном, международном).
     С учетом вида грузовой отправки Правилами исчисления сроков доставки грузов на железнодорожном транспорте определен размер среднесуточного расстояния перевозки грузов, исчисляемого в километрах.
     В зависимости от дальности перевозки грузов, исходя из которой в соответствии с положениями ст. 21 ТУЖД начислена провозная плата, и среднесуточного расстояния перевозки грузов железной дорогой исчисляется срок непосредственно перевозки грузов (следования грузов). К этому сроку добавляется время, необходимое для проведения железной дорогой операций, связанных с приемом грузов к отправлению, их накоплением, сортировкой, отправлением и прибытием. К указанному сроку в зависимости от обстоятельств, которые могут возникнуть с конкретными грузами в процессе перевозки (например, переадресовка, передача грузов с одного вида транспорта на другой при перевозке в прямом смешанном сообщении, досмотр грузов и осуществление других административных формальностей, находящихся в компетенции органов государственного надзора и контроля, и др.), добавляется соответствующее время.
     Исходя из изложенного, срок доставки грузов включает время, необходимое для выполнения операций, связанных с отправлением и прибытием грузов, время следования грузов и время, установленное для выполнения операций в пути следования, а также время, позволяющее увеличить срок доставки при наличии обстоятельств, предусмотренных ТУЖД (например, ст. 35, 37). В связи с этим окончательный срок доставки грузов может быть исчислен только после завершения перевозки.
     2. Учитывая многочисленность факторов, влияющих на указанный срок, Правила исчисления сроков доставки грузов на железнодорожном транспорте утверждаются МПС по согласованию с Минэкономики.
     Вместе с тем положение ч. 2 комментируемой статьи дает право грузоотправителям и железным дорогам в отступление от правил устанавливать в договоре об организации перевозки иной срок доставки грузов. Однако при этом следует иметь в виду то обстоятельство, что претензии за нарушение срока доставки (просрочку в доставке) грузов предъявляются грузополучателями к железной дороге назначения. Поэтому в целях предотвращения излишних претензий и исков при установлении в договоре об организации перевозки иных сроков доставки грузоотправителям, железной дороге отправления при перевозке грузов в прямом сообщении следует информировать об этом соответственно грузополучателей и железную дорогу назначения.
     Общий срок доставки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении, определяется согласно ст. 80 ТУЖД исходя из совокупности сроков доставки грузов железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании Правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на соответствующем виде транспорта.
     3. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов или соответственно - с 0 часов дня, следующего за днем приема грузов к перевозке. Такая норма позволяет установить единую точку отсчета и контроля за фактическим сроком доставки грузов, что, безусловно, способствует предотвращению возможных споров.
     4. Положение ч. 4 комментируемой статьи обязывает железнодорожную станцию отправления указывать в выдаваемых грузоотправителям квитанциях о приеме грузов не только дату приема груза, но и дату истечения срока доставки. Очевидно, что указанная в квитанции дата истечения срока доставки носит ориентировочный характер, поскольку не сможет включать в себя сроки задержки груза в пути следования, которые могут возникнуть в результате обстоятельств, предусмотренных ст. 35 ТУЖД, а также Правилами исчисления сроков доставки грузов на железнодорожном транспорте. Поэтому при определении своевременности прибытия груза на станцию назначения дата истечения срока доставки должна уточняться и на основании подтверждающих такие задержки документов, составленных железной дорогой в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки на железнодорожном транспорте, соответственно увеличиваться.
     Часть 7 комментируемой статьи устанавливает, что за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в ст. 35 ТУЖД случаев, железная дорога уплачивает пени в размере, установленном ст. 111 ТУЖД. Очевидно, что возникновение предусмотренных ст. 35 ТУЖД обстоятельств само по себе не освобождает железные дороги от ответственности за просрочку в доставке грузов. Вынужденная задержка перевозки каждого вагона, контейнера вследствие обстоятельств, предусмотренных ст. 35 ТУЖД, и иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов, должна быть документально оформлена в порядке, установленном Правилами исчисления сроков доставки грузов на железнодорожном транспорте.
     Документально оформленная задержка доставки грузов служит основанием для освобождения железных дорог от имущественной ответственности за несоблюдение сроков доставки грузов.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации