Комментарий к статье 35 Устава

     1. Деятельность железнодорожного транспорта сопряжена с рядом обстоятельств, возникновение которых препятствует осуществлению перевозок грузов, багажа, грузобагажа и, соответственно, их приему к отправлению.
     В зависимости от обстоятельств, определенных положениями комментируемой статьи, погрузка грузов, багажа, грузобагажа может быть временно прекращена либо ограничена.
     Прекращение либо ограничение погрузки вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов, вводится начальником железной дороги отправления. Продолжительность такого прекращения либо ограничения устанавливается министром путей сообщения Российской Федерации или исполняющим его обязанности заместителем министра и объявляется начальникам всех российских железных дорог.
     2. В исключительных случаях вследствие сложившихся на одной или нескольких российских железных дорогах обстоятельствах погрузка грузов, багажа, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях может быть временно прекращена. Такое прекращение вводится министром путей сообщения Российской Федерации или исполняющим его обязанности заместителем министра, о чем немедленно информируется Правительство Российской Федерации.
     Арбитражная практика исходит из того, что ограничения погрузки, установленные другими должностными лицами МПС (помимо министра или исполняющего его обязанности заместителя министра) или железной дорогой, являются неправомерными.
     Перечень перечисленных в комментируемой статье обстоятельств, вследствие которых погрузка грузов, багажа, грузобагажа может быть временно прекращена либо ограничена, не является исчерпывающим. Учитывая специфику работы железнодорожного транспорта и многообразие ситуаций, которые могут возникнуть как на железных дорогах, у обслуживаемых ими грузоотправителей, грузополучателей, так и на смежных видах транспорта и находящихся в непосредственной близости от железнодорожных линий различного рода коммуникаций, ответственным руководителям МПС (министру либо исполняющему его обязанности заместителю министра), а также начальнику железной дороги отправления предоставлено право вводить временное прекращение либо ограничение погрузки грузов, багажа, грузобагажа и при иных обстоятельствах. Такими обстоятельствами, например, могут быть: крушение, авария (независимо по чьей вине она произошла); введенный компетентным органом карантин; большое скопление на станции перевалки грузов, подлежащих передаче на смежный вид транспорта, препятствующее дальнейшему направлению грузов на данную станцию перевалки; народные волнения; акты гражданского неповиновения и другие обстоятельства.
     3. Положение комментируемой статьи предусматривает необходимость уведомления грузоотправителей (отправителей) о прекращении, об ограничении погрузки грузов, багажа, грузобагажа. Вместе с тем, учитывая производственный цикл отдельных предприятий-грузоотправителей, они должны в течение 12 часов после получения такого уведомления прекратить или ограничить до объявленных уведомлением размеров погрузки грузов, багажа, грузобагажа.
     Вследствие прекращения либо ограничения погрузки грузоотправитель на основании положения ст. 106 ТУЖД освобождается от имущественной ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку из-за непредъявления соответствующего количества грузов к перевозке. Железная дорога отправления на основании ст. 107 ТУЖД также освобождается от имущественной ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку из-за неподачи соответствующего количества вагонов, контейнеров по этой причине.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации