Комментарий к статье 32 Устава

     1. Грузоотправитель в соответствии с положением ч. 1 комментируемой статьи должен указать в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладной) количество и массу предъявленного груза. Такое требование продиктовано также интересами безопасности движения.
     2. Определение массы предъявляемых к перевозке грузов может производиться разными способами, в т.ч. путем взвешивания, по трафарету, по стандарту, расчетным путем и посредством обмера. При этом согласно положению ч. 4 комментируемой статьи определение массы груза согласно трафарету, в соответствии со стандартом, расчетным путем, посредством обмера производится только грузоотправителем. Однако в целях безопасности движения по правилу ч. 2 комментируемой статьи запрещается определение массы расчетным путем и по обмеру таких грузов, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь превышение допустимой грузоподъемности вагонов, контейнеров.
     3. Следует иметь в виду, что положения ст. 11 ТУЖД обязывают железные дороги иметь весовые приборы в местах общего пользования, а грузоотправителей, грузополучателей - в местах необщего пользования. Поэтому ч. 3 комментируемой статьи предусматривается определение массы грузов железной дорогой в местах общего пользования, а грузоотправителями в местах необщего пользования.
     Вместе с тем погрузочно-разгрузочные работы осуществляются грузоотправителями и грузополучателями в местах общего пользования в случаях, предусмотренных ст. 28 (см. комментарий к ней). Тогда определение массы грузов производят грузоотправители, грузополучатели, поскольку они сами осуществляли погрузку.
     Однако если исходить из того, что согласно положению ч. 1 комментируемой статьи сведения о массе предъявляемого к перевозке груза указываются в накладной грузоотправителем, то вполне логичным является то, что в случае отсутствия у грузоотправителя весовых приборов в месте необщего пользования либо при погрузке им или его доверенным лицом грузов в вагон, контейнер в местах общего пользования, железная дорога может предоставить грузоотправителю возможность определить массу груза на своих весовых приборах, расположенных в местах общего пользования. Такая услуга оформляется отдельным договором. Оказание железной дорогой указанной услуги помимо предоставления в пользование весового прибора сопряжено с отвлечением на эти цели локомотива, а также обеспечением безопасной перевозки груза к месту нахождения весового прибора.
     При использовании грузоотправителем весового прибора железной дороги грузоотправитель самостоятельно определяет массу предъявленного к перевозке груза и указывает ее величину в накладной в графе "Масса груза, определенная отправителем". Таким же образом грузоотправителем указывается в накладной масса предъявленного к перевозке груза и в случае, когда такое взвешивание производится с помощью работников железной дороги. В этом случае грузоотправитель помимо оплаты работ, связанных со взвешиванием груза на весовом приборе железной дороги, вносит железной дороге сбор за взвешивание груза в размере, указанном в Тарифном руководстве.
     В случае, когда отправителем груза является железная дорога, например, при его погрузке на пограничной передаточной станции, масса груза определяется железной дорогой и указывается ею в накладной в графе "Масса груза, определенная железной дорогой", и заверяется подписью приемосдатчика железной дороги.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации