Комментарий к статье 31 Устава

     1. Содержащееся в комментируемой статье ТУЖД понятие договора перевозки груза несколько отличается от его определения в ГК. В ч. 2 данной статьи отсутствуют слова о том, что железная дорога обязана доставить в пункт назначения вверенный ей груз, что по смыслу ГК означает заключение договора путем вручения груза перевозчику, т.е. реального договора. Однако это не означает, что ТУЖД дает иное понятие договора перевозки груза по сравнению с предусмотренным ГК. Из текста статьи следует, что железнодорожная накладная (транспортный документ) подтверждает заключение договора, является доказательством его заключения, а не его письменной формой. Следовательно, заключается договор железнодорожной перевозки груза не путем составления самостоятельного документа, а так же как на всех иных видах транспорта - путем вручения груза, подтверждаемого железнодорожной накладной. Договор перевозки является возмездным, т.е. осуществляемым за плату, и двусторонним, поскольку его участники (железная дорога и грузоотправитель) имеют как права, так и обязанности по отношению друг к другу.
     Договор железнодорожной перевозки груза относится к публичным договорам, предусмотренным ст. 426 и 789 ГК, т.е. договором, по которому организация должна осуществлять соответствующий вид деятельности (в данном случае перевозку груза) в отношении каждого, кто к ней обратится.
     2. Сторонами договора перевозки груза выступают перевозчик и отправитель. Перевозчиком является железная дорога - государственное унитарное предприятие. В зависимости от вида сообщения перевозчиком может быть одна дорога (местное сообщение), несколько дорог (прямое сообщение). Все участвующие в прямом сообщении железные дороги перевозят груз по единой накладной. Одна и та же накладная подтверждает заключение договора перевозки в прямом смешанном и прямом международном сообщении.
     Отправитель груза - юридическое или физическое лицо, вручающее от своего имени груз перевозчику и обозначенное в качестве отправителя в железнодорожной накладной (других перевозочных документах). Отправитель груза и его собственник не всегда совпадают в одном лице. Так, отправителем груза может быть транспортный экспедитор или агент, действующий по поручению грузовладельца от собственного имени. При заключении от своего имени договора перевозки груза, принадлежащего другому лицу, экспедитор или агент будет выступать в качестве отправителя в отношениях с железной дорогой по договору перевозки. В понятии "отправитель", данном в ст. 3 ТУЖД, указано также, что грузоотправителем может быть физическое или юридическое лицо, выступающее от имени собственника, но указанное в перевозочных документах в качестве отправителя. Такая ситуация может сложиться, например, если груз отправляет филиал юридического лица. Последний действует от имени юридического лица, но тем не менее указывается как грузоотправитель.
     3. По договору перевозки груз, доставленный в пункт назначения, должен быть выдан управомоченному на его получение лицу - грузополучателю. Грузополучатель обладает самостоятельными правами и обязанностями в отношениях с перевозчиком. В юридической литературе его часто именуют третьим лицом, в пользу которого заключен договор перевозки. Такая квалификация спорна. Между перевозчиком и грузополучателем с момента направления груза в его адрес складываются на основе норм ТУЖД самостоятельные отношения. В частности, по переадресовке груза; в связи с выдачей груза, проверкой его веса и количества мест; возвращением железной дороге подвижного состава после выгрузки груза; заявлением и рассмотрением претензий к перевозчику.
     4. В комментируемой статье названы основные права и обязанности сторон по договору перевозки. Перевозчик обязан врученный отправителем груз доставить на станцию назначения своевременно (в установленный срок), а также в целости и сохранности и выдать его грузополучателю. Перевозчик обязан также соблюдать соответствующие условия перевозки, предусмотренные договором. Например, перевозить груз в соответствии с указанным в накладной направлением и доставить в указанную станцию назначения. Основное право перевозчика - получить причитающиеся ему провозные платежи, размер которых определяется установленными на железнодорожном транспорте тарифами (см. комментарий к ст. 36). Основная обязанность отправителя - оплатить перевозку груза, а основное право - требовать доставки груза в пункт назначения в целости и сохранности в установленный срок и выдачи его указанному в накладной грузополучателю.
     5. Основными документами, подтверждающими заключение договора перевозки груза, являются транспортная железнодорожная накладная и железнодорожная квитанция. Накладная составляется на имя определенного грузополучателя, а потому является именным документом. Грузоотправитель представляет транспортную железнодорожную накладную на каждую отправку груза. Формы накладной и других перевозочных документов на перевозки грузов по железнодорожным путям общего пользования разрабатываются и утверждаются МПС и публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте. Железная дорога выдает грузоотправителю, грузополучателю бланки транспортных железнодорожных накладных. От грузоотправителя требуется надлежащее в соответствии с установленными правилами заполнение соответствующих граф накладной и предъявление ее вместе с грузом перевозчику. Грузоотправитель заполняет, в частности, следующие графы бланка: станция и дорога назначения, точное и полное наименование отправителя и получателя, их почтовый адрес, знаки и марки отправителя на грузовых местах, количество мест, масса груза (если она определяется отправителем), наименование груза в соответствии с Тарифным руководством. При необходимости заполняется графа "Особые заявления и отметки отправителя", а также указывается объявленная ценность груза. Некоторые графы накладной заполняет железная дорога. Кроме того, железная дорога проставляет в накладной ее номер (по номеру дорожной ведомости), расстояние перевозки, указывает провозную плату и сумму сборов, а также другие сведения, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов. Никакие подчистки и помарки в накладной не допускаются. Накладная является товаросопроводительным документом, т.к. следует вместе с грузом со станции отправления на станцию назначения и затем выдается грузополучателю. Накладная - также расчетный документ. В соответствующей ее графе содержатся сведения об уплаченных отправителем (получателем) провозных платежах. В накладной фиксируются и наиболее важные обстоятельства, связанные с исполнением договора перевозки. В частности, делаются соответствующие отметки о составлении актов в пути следования, когда при перевозке были обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о возможной несохранности груза.
     Кроме того, грузоотправитель обязан приложить к накладной документы, требуемые компетентными органами (карантинными, таможенными и др.).
     Если груз перевозится в международном железнодорожном сообщении, грузоотправитель предъявляет перевозчику накладную, предусмотренную соответствующим международным соглашением. Например, при перевозках между странами СНГ и рядом других стран применяется международная накладная, предусмотренная СМГС.
     В подтверждение заключения договора перевозки грузоотправителю выдается железнодорожная квитанция, которая не только подтверждает вручение груза перевозчику, но и имеет важное доказательственное значение при полной его утрате, а также в случае прибытия груза без накладной. Железнодорожная квитанция выдается отправителю во внутреннем сообщении. При перевозках в международном сообщении грузоотправителю в соответствии с международными соглашениями выдается не железнодорожная квитанция, а соответствующий экземпляр накладной.
     В современный период в практике перевозочных отношений начинают применяться электронная накладная и электронная квитанция, правила заполнения и передачи которых установят предусмотренные ст. 5 ТУЖД правила перевозок грузов.
     6. В ч. 1 комментируемой статьи указано также на другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами перевозочные документы (кроме железнодорожной накладной и железнодорожной квитанции). В их числе дорожная ведомость, которая хотя и не относится к документам, подтверждающим заключение договора перевозки, но имеет большое значение, т.к. в ней содержатся все сведения о грузе, участниках перевозки и обо всем, что происходило с грузом и подвижным составом в пути следования. В корешке дорожной ведомости грузоотправитель расписывается в получении железнодорожной квитанции. При перевозках в международном сообщении дорожная ведомость может входить в комплект накладной. Так, по правилам СМГС дорожная ведомость является вторым листом накладной. Другими документами являются также прилагаемые к накладной сопроводительные документы, необходимые, в частности, для выполнения таможенных формальностей.
     В комментируемой статье предусмотрена обязанность железной дороги за плату выдавать грузоотправителю, грузополучателю бланки транспортных железнодорожных накладных, заявок на перевозки, а по просьбе грузоотправителя, грузополучателя - копии документов, в т.ч. учетных карточек, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчиков.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации