Комментарий к статье 22 Устава

     Деятельность отдельных видов отраслей, особенно связанных с добычей сырья, топлива, исходя из специфики их добычи (например, торф) требует создания железнодорожных линий с иной шириной колеи, чем на магистральных железнодорожных линиях.
     Несмотря на незначительное количество таких линий, ТУЖД допускает возможность осуществления перевозки грузов по железнодорожным линиям, имеющим узкую колею, а также перевозки грузов по железнодорожным линиям, имеющим колею разной ширины. Такие перевозки регулируются Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте.
     При этом следует иметь в виду, что в отличие от пограничных передаточных станций, где есть средства перестановки железнодорожных тележек вагонов для дальнейшего следования грузов по территории соседних государств, имеющих железнодорожную колею другой ширины, на железнодорожных станциях, к которым примыкают железнодорожные линии узкой колеи, такие обустройства отсутствуют. Это объясняется тем, что на линиях узкой колеи курсируют отличные по своим конструкциям, габаритам и, соответственно, вместимости железнодорожные вагоны. Кроме того, в условиях крайне малого объема перевозок грузов с участием железнодорожных линий, имеющих колею разной ширины, в большинстве случаев экономически нерационально содержание железными дорогами бригад (участков) механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ в местах передачи грузов с железнодорожных линий одной колеи на другую колею и обратно.
     Учитывая необходимость перегрузки груза из вагонов на станции примыкания линий узкой колеи в обычные вагоны, предпочтительно договор перевозки груза по железнодорожным линиям узкой колеи оформлять до станции примыкания, а затем заключать новый договор перевозки на оставшуюся часть пути.
     Специфика перевозки по железнодорожным линиям узкой колеи отражена в ст. 105 ТУЖД, согласно которой штраф за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов по линиям такой колеи в отношении грузов, перевозимых в вагонах, взыскивается в размере 50% штрафа, установленного для перевозок в обычных вагонах.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации