Комментарий к статье 18 Устава

     1. Комментируемая статья регулирует предшествующие заключению договора перевозки отношения, содержанием которых являются обязанность перевозчика подать для перевозки груза транспортные средства и обязанность грузоотправителя использовать их под перевозку предъявленного им груза. Этими отношениями опосредуется самостоятельное обязательство, структурно обособленное от отношений по договору перевозки. До принятия нового ТУЖД такие отношения характеризовались как обязательства, возникающие из плана перевозок. ТУЖД отказался от применения развернутых месячных планов перевозок и установил, что основанием возникновения обязательства дороги подать для перевозки транспортные средства, а грузоотправителя - использовать их под заявленный к перевозке груз является поданная грузоотправителем и принятая железной дорогой заявка. Исходя из смысла комментируемой статьи (так же, как и ст. 794 ГК), принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя практически означает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки груза перевозчиком и их использованию грузоотправителем. Невыполнение перевозчиком или грузоотправителем данного обязательства влечет за собой самостоятельную имущественную ответственность (см. комментарий к ст. 105, 106 и 107).
     2. Право представлять заявку принадлежит грузоотправителю. Принимается заявка управлением железной дороги отправления грузов. Общий срок, в течение которого заявка должна быть представлена грузоотправителями, - не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов. Заявки на перевозку грузов, направляемых на экспорт, и в прямом смешанном сообщении подаются не менее чем за 15 дней до начала перевозок. Эти сроки могут быть изменены по просьбе грузоотправителя управлением железной дороги отправления в сторону их уменьшения при возникновении необходимости срочных перевозок грузов. Сроки представления заявок на перевозки грузов в пределах одной железной дороги (местное сообщение) начальник железной дороги может изменить самостоятельно, а в пределах нескольких или всех железных дорог (прямое сообщение), на экспорт и в прямом смешанном сообщении - по согласованию с МПС.
     Перевозки грузов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляются железными дорогами по мере предъявления таких грузов.
     3. Грузоотправитель представляет в управление железной дороги заявку на перевозку грузов в трех экземплярах. В заявке должен быть указан объем перевозки грузов в вагонах и тоннах в соответствии с установленной номенклатурой с распределением по родам грузов, железным дорогам назначения и датам погрузки, а на перевозку грузов в пределах железной дороги отправления - с распределением по родам грузов, железнодорожным станциям назначения и датам погрузки.
     Управление железной дороги обязано рассмотреть представленную заявку в течение 3 дней при перевозке грузов в прямом сообщении, в течение 10 дней при перевозке грузов, направляемых на экспорт, и при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, сообщить грузоотправителю о ее принятии или возвратить ее с обоснованием отказа. Учитывая, что железная дорога является публичным перевозчиком, она не вправе произвольно отказываться от принятия заявки. Основанием к отказу может быть несоответствие заявки предъявленным к ней требованиям, ее представление с нарушением установленных сроков, другие веские причины, влекущие объективную невозможность выполнения дорогой данной заявки.
     В статье отсутствует указание на срок, в течение которого управление дороги отправления обязано рассмотреть заявку, если она принимается в более короткие до начала перевозки сроки. По нашему мнению, она должна рассматриваться в общеустановленные сроки. Этот вопрос решает должностное лицо, принимающее к исполнению такую заявку, с учетом времени, необходимого для согласования начальником станции с грузоотправителем порядка подачи вагонов, контейнеров.
     4. В комментируемой статье предусмотрены сроки и порядок представления заявок на перевозку грузов и сроки их рассмотрения железной дорогой. По смыслу данной статьи железная дорога вправе отказать в принятии заявки, поданной с нарушением порядка и сроков на ее представление.
     Принятие железной дорогой заявки, поданной с нарушением порядка и сроков, либо несообщение дорогой грузоотправителю в установленный срок об отказе в принятии заявки не освобождает железную дорогу от выполнения такой заявки.
     5. Один экземпляр принятой железной дорогой заявки на перевозку грузов направляется грузоотправителю, другой - начальнику железнодорожной станции отправления. Начальник железнодорожной станции и грузоотправитель определяют не позднее чем за 3 дня до начала выполнения заявки на перевозку грузов количество необходимых для подачи вагонов, контейнеров конкретно по дням, родам грузов и железным дорогам. Указанные данные заносятся в учетную карточку, которую подписывают начальник железнодорожной станции и грузоотправитель по окончании каждых отчетных суток. Эти сведения необходимы, чтобы установить степень выполнения каждой из сторон принятой железной дорогой заявки и решить вопрос об ответственности за ее невыполнение одной из них или ими обеими.
     6. Принятая заявка подлежит выполнению в точном соответствии с содержащимися в ней условиями. Отступление от них возможно только в случаях, предусмотренных ТУЖД. Грузоотправитель вправе внести в заявку на перевозку грузов изменения, касающиеся распределения перевозок грузов по дорогам назначения в прямом сообщении, распределения перевозок грузов по железнодорожным станциям назначения в местном сообщении. В этом случае, независимо от того, что заявки на перевозки грузов выполняются в целом, с грузоотправителей взимаются установленные комментируемые статьей сборы. Грузоотправитель может не менее чем за 2 дня до дня погрузки отказаться от выполнения заявки полностью или в части, что не освобождает его от уплаты штрафа, но его размер снижается на одну треть (см. комментарий к ст. 106).
     Грузоотправитель вправе также заменять предусмотренный заявкой на перевозку грузов крытый подвижной состав открытым, если перевозка грузов в открытом подвижном составе допускается Правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте, а также заменять открытый подвижной состав одного вида другим.
     7. По инициативе грузоотправителя в принятую заявку на перевозку грузов могут вноситься изменения, касающиеся прямого сообщения с распределением перевозок по железным дорогам назначения или касающиеся местного сообщения с распределением перевозок по станциям назначения. В этих случаях с грузоотправителя взимаются сборы в размерах, указанных в ч. 4 комментируемой статьи. Причем сборы взимаются, даже если заявка на перевозку грузов выполняется в целом.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации