Комментарий к статье 115 Устава

     1. Ответственность, установленная ч. 1 комментируемой статьи, применяется к грузоотправителю, если вагоны простояли на железнодорожной станции сверх сроков, установленных для принятия грузоотправителем мер в отношении грузов, задержанных по причинам, указанным в ст. 50 ТУЖД (см. комментарий к ней).
     Статьей 84 ТУЖД предусмотрена ответственность за задержку по вине грузоотправителя вагонов в пунктах перевалки. Имеется в виду задержка вагонов сверх сроков, установленных на перевалку груза с одного вида транспорта на другой при перевозках в прямом смешанном сообщении.
     О применении комментируемой статьи к случаям, предусмотренным ст. 114 ТУЖД, см. комментарий к ст. 114.
     2. Частью 2 ст. 115 предусмотрена аналогичная ответственность железной дороги перед грузоотправителем или грузополучателем в следующих случаях: за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов; за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки на железнодорожных подъездных путях в случае, если уборка вагонов проводится локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта; за задержку по вине железной дороги приема вагонов с железнодорожных подъездных путей.
     Железная дорога обязана уплатить грузоотправителю, грузополучателю установленный комментируемой статьей штраф при виновном нарушении ею предусмотренных договором, связанным с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, или договором, связанным с подачей и уборкой вагонов, иным договором сроков подачи вагонов под погрузку, выгрузку, сроков уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки, если уборка вагонов проводится локомотивом, принадлежащим организации железнодорожного транспорта. Под задержкой приема вагонов с железнодорожных подъездных путей понимается, по всей вероятности, также задержка железной дорогой принятия вагонов, доставленных локомотивом владельца подъездного пути, на выставочные пути в соответствии с ч. 2 ст. 65 ТУЖД.
     3. Ответственность грузоотправителей, грузополучателей и железной дороги в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2 комментируемой статьи, увеличивается в два раза за задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов и в три раза за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров.
     4. О возможности взыскания с грузоотправителя платы за пользование вагонами в случае задержки вагонов с экспортными грузами на пограничных и припортовых станциях см. п. 3 комментария к ст. 50.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации