Комментарий к статье 108 Устава

     1. Понятие "несохранность" груза в качестве условия ответственности перевозчика введено в нормативный оборот ГК. В УЖД говорилось об ответственности за "сохранность" груза. Понятие "несохранность" в ГК и ТУЖД означает утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза. Под утраченным понимается отправленный по соответствующей накладной, но не прибывший в пункт назначения груз по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки либо 4 месяцев - со дня приема груза к перевозке в прямом смешанном сообщении (см. комментарий к ст. 112, 139). Недостача груза означает разницу между количеством (массой) груза, указанным в транспортном документе, и фактическим количеством (массой) груза, прибывшим в пункт назначения. Повреждение (порча) груза - результат такого воздействия на груз, которое привело к ухудшению его качества и снижению стоимости.
     2. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза после принятия его для перевозки, т.е. вручения перевозчику, и до выдачи его грузополучателю. Время принятия и выдачи груза указывается в накладной. Если груз утрачен, то время принятия его к перевозке определяется по данным грузовой квитанции с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза (см. комментарий к ст. 135).
     3. Комментируемая норма ТУЖД соответствует общей норме ГК об ответственности перевозчика за несохранность груза только при наличии его вины, которая предполагается. Грузоотправитель (грузополучатель) не обязан доказывать вину железной дороги в несохранности груза. Железная дорога, чтобы освободиться от ответственности за несохранность груза, должна доказать, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые она не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело.
     В комментируемой статье содержится примерный перечень специфических и наиболее часто встречающихся в практике железных дорог обстоятельств, доказанность которых железной дорогой может свидетельствовать об отсутствии ее вины в причинении ущерба отправителю или получателю груза. В числе таких обстоятельств названы:
     причины, зависящие от грузоотправителя или грузополучателя (например, связанные с погрузкой или выгрузкой груза в местах необщего пользования, несвоевременной явкой грузополучателя за скоропортящимся грузом);
     особые естественные свойства перевозимого груза (снижение веса перевозимого скота во время перевозки, подверженность металла коррозии и др.);
     недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза при приеме груза для перевозки, либо применение тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути. Следует обратить внимание на содержащееся в данной статье указание (ранее в УЖД отсутствовавшее) на то, что отсутствие вины перевозчика связывается с такими недостатками тары и упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре. Если железная дорога, принимая к перевозке груз, могла обнаружить при наружном осмотре тары и упаковки их дефекты, она не может быть освобождена от ответственности за вызванную этой причиной несохранность груза. Правилом данной статьи предусмотрено также, что если груз был отгружен в таре, упаковке, не соответствующих его свойствам или установленным стандартам, то железная дорога может быть освобождена от ответственности за ущерб, причиненный грузу при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути;
     сдача для перевозки груза, влажность которого превышает установленную норму. Ущерб грузу, причиненный по этой причине, дорога возмещать не должна.
     Как указывалось, приведенный перечень не является исчерпывающим. Дорога может обосновать отсутствие своей вины и иными обстоятельствами, которые она не могла предотвратить и устранение которых от нее не зависело. Ими могут быть непреодолимая сила, военные действия, блокада и другие обстоятельства.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации