Комментарий к статье 102 Устава

     По сравнению с УЖД, в котором вопросам, связанным с перевозкой почты, было посвящено 6 статей, в ТУЖД этому направлению деятельности железнодорожного транспорта отведено только 3 статьи. Однако из этого не следует, что перевозкам почты стали уделять меньше внимания. Прежде всего, это объясняется тем, что львиная доля перевозок, осуществляемых почтовыми организациями, подпадает под перевозки грузобагажа, которые в отличие от УЖД в ТУЖД отражены достаточно полно. В определенной степени на это повлияло также принятие в 1995 г. Закона о связи и Закона о почтовой связи.
     Так, в соответствии со ст. 20 Закона о почтовой связи организациям почтовой связи предоставлено право на условиях договора перевозить почтовые отправления по всем маршрутам и линиям железнодорожного транспорта в сопровождении работников организаций почтовой связи или передавать указанные отправления для перевозки под ответственность транспортных организаций.
     Почтовые перевозки осуществляются в специальных вагонах Госкомсвязи или других организаций, имеющих право на осуществление деятельности в области почтовой связи. Эти вагоны обслуживаются работниками почтовой связи. Почтовые перевозки осуществляются и в вагонах парка МПС - багажных и багажно-почтовых, а также в почтовых отделениях пассажирских и багажных вагонов, специально оборудованных для этих целей. При необходимости почта может перевозиться и в грузовых вагонах. В багажных и грузовых вагонах почта перевозится без сопровождения работников связи.
     Исходя из ст. 426 и 789 ГК, в ст. 20 Закона о почтовой связи также предусмотрено, что никакая транспортная организация не может отказать в заключении договора на перевозку почтовых отправлений по регулярным междугородним и международным маршрутам следования ее транспортных средств, если предлагаемые условия договора не влекут убытков транспортной организации.
     В то же время Закон о связи устанавливает аналогичную норму (см. ст. 26), однако без оговорки "если предлагаемые условия договора не влекут убытков транспортной организации", содержащейся в ст. 20 Закона о почтовой связи. В этой связи представляется целесообразным внести соответствующее дополнение в указанную статью Закона о связи.
     В отличие от комментируемой статьи в ст. 20 Закона о почтовой связи установлено, что МПС в соответствии с договором организует курсирование почтово-багажных поездов, включает почтовые вагоны в составы скорых и пассажирских поездов и обеспечивает прием поездов с почтовыми вагонами на платформы, удобные для погрузочно-разгрузочных работ. В связи с этим потребуется внести соответствующие изменения в указанный Закон.
     Порядок перевозок почтовых отправлений и порядок включения почтовых вагонов в поезда устанавливаются МПС по согласованию с Госкомсвязи. В настоящее время этот вопрос регулируется Правилами перевозки почты и эксплуатации почтовых вагонов на железных дорогах, утвержденными МПС и Минсвязи 17 сентября 1992 г.
К содержанию: Постатейный комментарий к Транспортному уставу железных дорог Российской Федерации